Официальный сайт группы Конец Фильма Официальный сайт группы Конец Фильма

Музыка – это открытие, а не изобретательство/ж-л "Куда пойти учиться" № 22, 2007


Музыка – это открытие, а не изобретательство/ж-л "Куда пойти учиться" № 22, 2007

Автор:
Елена Окорокова








По образованию Евгений Феклистов магистр-математик. По призванию – композитор, вокалист, автор песен и основатель рок-группы «Конец фильма». Не прошло и десяти лет, как он понял, что его хобби стало профессией...


-Евгений, музыкой Вы занимались с детства?

-Напротив, в музыкальной школе я не учился, и даже в школьный хор меня не приняли. А по русскому языку и пению всегда были плохие отметки. В общем, получалось, что никакой предрасположенности к гуманитарно-творческим профессиям у меня нет. Поэтому я поступил в технический вуз и потом 10 лет проработал по специальности.

-А когда начали писать песни?

-Еще в студенческие годы. В 1980-х – начале 1990-х человек с гитарой и словом «рок» на афише воспринимался как герой. Я создал свою группу, мы стали выступать с концертами в Тарту, Таллинне, Ленинграде. Сначала – в каникулы, между сессиями, позже – в свободное от основной работы время. Я относился к этому как к забавному хобби. Однако в 2000 г. мне позвонил продюсер из Москвы (кассета, которая была записана за 4-5 лет до этого, случайно попала ему в руки), и предложил сотрудничество.

-Получается, стать композитором можно и без специального образования?

-Борис Гребенщиков, например, окончил факультет прикладной математики, а сегодня он – гуру рок-музыки. Конечно, специальное образование не помешает, его отсутствием нет смысла гордиться. Но оно, к сожалению, не сделает вас Чайковским или Бахом – для этого нужно что-то еще (талант, наверное). Скажем, ритм-энд-блюз и рок-н-ролл придуманы людьми, которые не имели никакого музыкального образования. Ведь музыка – это не изобретательство, а открытие. Вот Колумб сел на корабль, доплыл до Америки и открыл материк. Так и музыканты: не изобретают что-то новое, а открывают то, что уже существует.

-Но чтобы писать музыку, надо хотя бы ноты знать?

-Пол Маккартни, говорят, до сих пор не знает... Я умею играть на гитаре, иногда просто напеваю мелодию на мобильный телефон, а потом обрабатываю ее с помощью компьютера. Конечно, я знаю азы: принципы, на которых строится трезвучие, или чем отличается мажор от минора. Однако сегодняшняя поп-культура сняла всякие требования к образованию. Современные группы часто делают «неправильную» музыку с точки зрения классической школы, но она же звучит!

-Как происходит рождение песни?

-Нет никакого другого рецепта, как взять бумагу, ручку, написать строчку и подумать: а для чего я ее написал, есть в ней что-то хорошее, значимое? Я именно так начинал, понимал, что ничего хорошего в этой строчке нет, зачеркивал, писал следующую. Казалось бы, бесперспективный метод, но именно он дает результат.

- А вдохновение?

-Всегда есть какой-то побудительный мотив. А дальше – работа над словами, строчками и... над собой. Сидеть и мечтать, как бы все само собой получилось – удел детей богатых родителей, которые могут оплатить им участие в проектах типа «Фабрики звезд».

-Вы пишете песни на заказ?

-Иногда. Перед тобой ставят какие-то рамки, оговаривают сроки. Вряд ли в этом случае появится шедевр, но ты стараешься выполнить работу как можно лучше, потому что понимаешь: просто так денег не платят.

-Почему Вы создали группу, а не стали исполнителем-одиночкой?

-Сначала я выступал сольно, группа «наросла» потом. Песни, которые человек поет один и с группой, отличаются. Например, те, где подразумевается сильная аранжировка, гораздо беднее звучат в сольном исполнении. Это два разных жанра, у каждого свои нюансы. В какой-то момент творчества человек начинает видеть эту разницу и понимает, что ему ближе. Мне рок-музыка нравится больше, чем бардовская культура. Для меня этот момент оказался принципиальным, и я стал целенаправленно искать единомышленников.

-Как?

-Началось все с банального звонка Михаилу Башакову (известный питерский поэт и музыкант): у тебя нет знакомого барабанщика? Оказалось, есть, и не только барабанщик. Так и собралась группа. Но в Москву со мной переехал лишь  аранжировщик. Вместе мы провели кастинг. Впрочем, это громко сказано – мы просто взяли музыкантов, которые пришли первыми, не выбирая.

-Вы играете в этом составе до сих пор?

-Нет, коллектив постоянно менялся: одни люди приходили, другие уходили. Проект наверняка будет успешен, если сразу предложить музыкантам большие гонорары. В этой ситуации меньше всего проблем, потому что ты можешь гарантировать высокую оплату и, соответственно, имеешь право предъявлять высокие требования. Если человек не подходит, ему можно найти замену. Хороших музыкантов, готовых работать за деньги, в Москве немало.

-Но Вы создавали группу «с нуля»?

-Да, и в этом случае один путь – расти вместе с группой. Конечно, сложно выдержать «полный штиль», когда денег нет, все плохо, приходится работать где-то еще. Через это надо пройти, только тогда можно ждать какого-то результата. Яркий пример – легендарные Beatles, Depeshe Mode, Rolling Stones. И дело здесь не в личных качествах отдельных музыкантов, а в силе команды – поэтому они и поднялись до таких высот. Вообще для группы главное – придумать нетривиальное название (шутка) .

-Приходилось ли Вам попадать в нестандартные ситуации?

-Жизнь мудрее нас и не терпит стандартов. На «Мегахаусе», например, порвался тент с водой и нас окатило с ног до головы. Люди подумали, что это срежиссировано – песня была последней. И я не стал отряхиваться и стонать, а сделал из этого шоу. Правда, могло все закончиться плачевно: электричество и вода – сочетание не из лучших.

-Какими качествами необходимо обладать, чтобы работать в шоу-бизнесе и добиться успеха?

-Нужно понимать, что музыкант не просто профессия, а вся твоя жизнь. Это словно затянувшийся прыжок в пустоту. Причем лететь и падать можно достаточно долго. В этой профессии, как и у артистов, очень большой процент неудач. Пробиваются единицы, и не всегда самые талантливые. В шоу-бизнесе много «подводных камней», изнанка часто бывает неприглядной, а конкуренция высока. И все-таки надо быть порядочным. На первый взгляд кажется, что это только мешает добиться успеха. Однако то, что это качество все реже встречается, говорит о его ценности.

-Требуются ли Вам навыки менеджера или можете целиком посвятить себя искусству?

-Мне не нравится быть менеджером самого себя, но приходится. Творчество при этом, к сожалению, страдает неминуемо.

-Вы не жалеете, что выбрали этот путь?

-Я приложил слишком много усилий, пытаясь стать кем-то другим, для того чтобы жалеть о том, что  природа взяла свое.